«Движения этой формы носят имя Атару. Она агрессивна, она точна, она — лучший выбор для боя с одиночным противником».
— Зез-Кай Элл


Форма IV: Атару, также известная как «Путь Мышеястреба» или «Форма Агрессии», являлась четвёртой из семи форм боя на световых мечах. История этого боевого искусства уходит корнями во времена Старой Республики — уже в эпоху Мандалорских войн Форма IV была широко распространена среди джедаев. В более позднее время Атару по-прежнему не утратила своей популярности.

Будучи агрессивным и быстрым стилем, Форма IV была очень эффективна против одиночного противника, но мало подходила для длительных боёв или для сражения в ограниченном пространстве. Атару была хорошо узнаваема по характерным для неё акробатическим приёмам (применявшимся как для защиты, так и для нападения) и быстрым, мощным ударам. Наиболее известными мастерами этого боевого стиля были Йода и Квай-Гон Джинн.

«Форма IV, также именуемая Атару, являет собой наиболее акробатическую форму боя, насыщенную сложными движениями и в большой степени зависящую от способности джедая бегать, прыгать и вращаться при помощи Силы».
— Цин Драллиг


Атару являлась агрессивным боевым стилем, базирующимся на необычном сочетании мощи, скорости и изящества. Приверженцы Атару защите всегда предпочитали нападение, атакуя противника широкими, быстрыми и сильными ударами. Для осуществления движений и атак бойцам требовалось постоянно находиться в контакте с Силой. Это позволяло им превосходить физические возможности своего тела (в том числе ограниченные пожилым возрастом и/или низким ростом, как в случае с мастером Йодой) и давало возможность выделывать немыслимые акробатические трюки (такие как кувырок в воздухе), используемые как для атак, так и для уклонения от ударов соперника. Практикующие Атару джедаи стремились полностью использовать потенциал Силы, и это позволяло им совершать невозможные для их тела движения и даровало сверхъестественные скорость и ловкость. Бег, прыжки и вращения являлись азами в освоении сложных кинетических движений этой формы.

Бойцы Формы IV могли двигаться на очень высокой скорости и осыпать противника градом мощных ударов. Быстрые и мощные атаки во вращении могли быть проведены под любым углом, причём как с земли, так и с воздуха. Истинный мастер Атару в атаке выглядел как расплывчатый образ, нанося по противнику удары со всех возможных направлений — спереди, с боков, сверху и сзади. Сила не только давала им возможность выполнять акробатические приёмы, но и направляла их, «подсказывая» нужные действия и движения.

Традиционная для Атару стойка готовности представляла собой сбалансированную защитную стойку: меч держится обеими руками, лезвие меча расположено вертикально относительно бойца, слева или справа от тела.
Боевое применение

«Это форма Атару. Она очень агрессивна, поэтому использовать её следует только против одиночного противника».
— Врук Ламар про Форму IV


Атару являлась грозным оружием при использовании в подходящей боевой обстановке и была особенно широко распространена среди джедаев в годы Мандалорских войн. Форма IV была очень эффективна в ближнем бою, особенно против одиночного противника.

Из-за своей агрессивности Атару мало подходила для сражения с группой врагов или для отражения бластерного огня (особенно если стрелков было несколько). Эти недостатки, однако, не помешали Оби-Вану Кеноби и Квай-Гону Джинну вполне успешно использовать эту форму боя в Битве за Набу, где им пришлось противостоять несчетному количеству боевых дроидов B-1. Данная форма была также малоэффективна в затяжных поединках, поскольку быстро изматывала тело бойца. Именно усталость могла послужить одной из причин поражения Квай-Гона Джинна от меча Дарта Мола. Другая причина смерти Куай-Гона заключалась в том, что для выполнения кинетической акробатики формы Атару требовалось много открытого пространства. В тесноте реакторной шахты Тидского королевского дворца Квай-Гон был лишён ключевых элементов своей защиты и мог лишь пытаться блокировать непрерывный заслон из ударов формы Джуйо, который обрушил на него Дарт Мол. Это обстоятельство произвело на Кеноби глубокое впечатление, и после смерти своего учителя он забросил Атару и начал изучать форму Соресу — наиболее защитную из всех известных форм боя.

Благодаря глубоким познаниям Силы, мастерство Йоды в Форме IV достигло высочайшего уровня. Он использовал её почти во всех своих поединках, и его искусность в этом стиле боя сделала его практически неуязвимым против большинства противников (включая сепаратистских боевых дроидов), причём ни маленькие размеры, ни пожилой возраст не были этому помехой. Все те поражающие воображение движения, которые можно наблюдать в его исполнении во время поединка с графом Дуку на Джеонозисе, на самом деле являлись ни чем иным, как стандартными приёмами Формы IV, проводимыми на запредельной скорости. Его движения плавно перетекали из одного в другое, что было также типично для Формы IV. Кроме того, в его боевой технике широко использовались три вида вращательных движений, называемых су ма: джанг су ма (вращение вокруг своей оси), тон су ма (сальто) и эн су ма («колесо»). Каждый из этих трёх видов движений соответствовал одной из осей трёхмерного пространства. Именно движения су ма, вкупе с силовыми прыжками, и составляли основу боевого стиля гранд-мастера, делая его одним из искуснейших бойцов Формы IV всех времён. Незадолго до Войн Клонов Йода устроил несколько публичных демонстраций искусства владения формой Атару, записи некоторых из которых были навеки сохранены в файлах Храма джедаев. Позже Йода использовал Атару против солдат-клонов на Кашиике и на Корусанте. Несмотря на малопригодность Формы IV для отражения бластерного огня и для сражения с большим количеством противников, мастерство Йоды позволило ему одолеть клонов с её помощью.

Граф Дуку утверждал, что знает «все слабые места формы Атару со всей её нелепой акробатикой». Макаши предоставляла Дуку эффективный приём против бойцов Атару — серию быстрых выпадов по ногам противника, вынуждающую его сделать сальто и дающую Дуку возможность прожечь его спину от почек до лопаток. Граф попытался применить эту тактику против Оби-Вана Кеноби на борту «Незримой длани», но тот блокировал удары Дуку с помощью Соресу.

Мастера Формы:
Кроме Йоды и Квай-Гона Джинна Формой IV владели Зез-Кай Элл, Врук Ламар, Кавар, Цин Драллиг, Куинлан Вос, его бывший падаван Аайла Секура и тёмный джедай Алима Рар. Некоторое время практиковал Атару и Оби-Ван Кеноби, но после смерти на Набу своего учителя он перешёл на Соресу. Обученные графом Дуку, генерал Гривус и его IG-100 «МагнаСтражи» также владели Атару.

Будучи падаваном, Энакин Скайуокер изучал форму Атару некоторое непродолжительное время, ибо она неплохо соответствовала его дерзкой, самоуверенной и агрессивной натуре (впоследствии именно эти черты характера помогли ему стать умелым бойцом Формы V). Когда в поединке на Джеонозисе Энакин попытался применить против Дуку технику Джар'Кай, все его движения фактически базировались на форме Атару. Поскольку ни Джар'Кай, ни Атару не были коньком Скайуокера, Дуку не составило труда провести приём сан джем, лишив Энакина одного из мечей и вынудив его переключиться на свою основную форму — Форму V. 

На протяжении всех Войн клонов и Оби-Ван Кеноби, и Энакин Скайуокер часто применяли в бою акробатические приёмы формы Атару, хотя основными их стилями являлись Соресу и Джем Со соответственно. Во время поединка с графом Дуку на «Незримой длани» Оби-Ван намеренно использовал в начале боя приёмы Атару, тем самым сбив сита с толку. После поражения на Мустафаре Дарт Вейдер включил некоторые элементы Формы IV в свой собственный вариант Формы V.

источник